Friday, January 14, 2011

Why didn't you end his misery? Saved a bullet?

Originally posted by  at Почему не застрелил? Патрон пожалел?
 
Люди и дикие звери вполне могут бесконфликтно жить на одной территории. Но для этого надо знать повадки зверя и уважать его право на жизнь. Снимок сделан из окна инспекторской избушки в Долине гейзеров.


Публикуя пост про медведя-шатуна, я не предполагал, что он вызовет такой интерес и даже бурю эмоций.  Более 200 тысяч просмотров, более 750 комментариев, в которых раскрылся весь спектр отношения людей к страдающему зверю. Получилось, что я рассказал людям о медведе, а в ответ люди рассказали много интересного о себе, о человеческой природе.

Среди комментаторов образовалось две крайние партии. Одна, меньшая, осудила меня за то, что я немедленно не убил страдающего зверя, обеспечив себе безопасную жизнь: "надо было пристрелить, зачем оставил мучаться ? патрон пожалел?"
Вторая, большая партия, сожалела о том,  что я не организовал кормежку, лечение и даже эвакуацию шатуна в зоопарк: "а вы не могли ему никак помочь? рыбы наловить,кабанчика пристрелить? жалко...у нас сейчас свиньи дохнут от африканской чумы, их тушки нельзя мишкам переправить никак?"

Для меня мучений выбора не было. Я практически всю жизнь проработал в заповедниках России. Читал книги и статьи тех, кто стоял у истоков заповедного дела,  кто строил заповедную систему,  активно общаюсь  со многими коллегами и сейчас. За эти годы сложились убеждения. Для меня заповедник, это территория дикой природы, где должны править законы природы, даже если они пока непонятны нам, людям. Даже если они противоречат установившейся человеческой морали. В юности я наблюдал, но не понимал, почему  старшие птенцы совы серой неясыти съели своих младших братьев, а белый аист в гнезде убил и заглотил одного из трех своих птенцов. Было страшно читать, что взрослые медведи могут есть маленьких медвежат. Позже я увидел каннибализм медведей своими глазами. Природа живет своей порой непонятной нам жизнью, в которой сохранение и непрекращающаяся эволюция вида куда важнее, чем жизнь отдельной особи. Птенцы серой неясыти съели своих собратьев в голодный сезон потому, что для сохранения серых неясытей, как биологического вида, важнее, если из большого выводка вырастет две сильные птицы, нежели пять ослабленных доходяг, которые не смогут выжить в суровом мире. Человек же пытается регулировать дикую природу по своим представлениям. Это хорошо видно в комментариях к посту, и, к сожалению, люди так действуют в реальности.

Почему не пристрелил? См. абзац выше - потому, что события происходили в заповеднике. Некая угроза моей жизни была, но я оценивал ее как ничтожную для вооруженного двенадцатым калибром человека, умеющего неплохо стрелять, имеющего опыт отбиваться от зверя. Возможно, у медведя был шанс выжить, если бы он нашел выброшенную океаном тушу кита, моржа или сивуча, а он старался, искал! Выстрелами я отнял бы этот шанс. Погибших морских зверей волны выбрасывают регулярно. Прошедшей зимой, например, в этих местах выбросило многотонную тушу серого кита, которого весной нашли и съели вышедшие из берлог медведи. Факты выживания шатунов пока неизвестны на Камчатке, но этот случай мог бы быть первым, тем более рядом находился наблюдатель, способный зафиксировать это.
Прекратить выстрелом страдания зверя? Страдания в природе круглый год на каждом квадратном метре, особенно зимой. Поймал горностай мамашу-полевку - умрут голодной смертью малыши-полевки в гнезде. А знаете сколько полевок надо соболю или лисе каждый день?..  На днях белоплечий орлан ухитрился схватить спящую на виду лису, но она сумела вырваться и бегает сейчас по тундре слепая с болтающимся на нерве замерзшем глазным яблоком. И ее я должен пристрелить? И орлана обидчика заодно? И медведя, убивающего крошечных медвежат? А если волки на моих глазах будут рвать дикого северного оленя, которых на Камчатке осталось менее одной тысячи, я тоже должен хвататься за ружье? По этой логике стволы у ружья не будут остывать.

И кем буду я?

В ближайшее время постараюсь рассказать, почему я не пытался организовать подкормку голодающего медведя.